Доступная среда

​Доступная среда

​Паспорт доступности

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В МБДОУ функционирует группа компенсирующей направленности, две группы комбинированной направленности. В данных группах образование  осуществляется по  адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

О специальных оборудованных учебных кабинетах:

В МБДОУ оборудовано 1  групповое  помещение  для проведения практических занятий,объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

В состав групповой  ячейки  входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная.Группа  оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС ДО,

В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная беседкой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Помещения и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг –другу.

Практические занятия для воспитанников проводятся также в  кабинете  педагога-психолога, кабинете  учителя-логопеда, полифункциональном  зале.

Об объектах для проведения   практических занятий, приспособленных для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

  • кабинет учителя-логопеда В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены логопедические кабинеты: имеется логопедический стол с предустановленным программным обеспечения для обучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи; световые песочные столы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
  • полуфункциональный зал предназначен для решения задач музыкального воспитания и физического  развития детей. Оснащён современным оборудованием: интерактивным комплексом,  фортепиано, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми, спортивным инвентарем  и оборудованием.
  • кабинет педагога-психолога предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе и консультирования родителей.

О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальные адаптивные технические средства для инвалидов, такие, как "говорящие книги" на флеш-картах и специальные аппараты для их воспроизведения, отсутствуют.

Об  объектах спорта,  приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В полуфункциональном  зале с физкультурным оборудованием   проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

О средствах  обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности  соответствуют  с ФГОС ДО подразделяются на следующие виды:

печатные - учебники, пособия и др.;

электронные - мультимедийные обучающие комплекты;

аудиовизуальные - слайды, видеофильмы обучающие и т.д.;

наглядные плоскостные - плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;

демонстрационные - муляжи, макеты, стенды и др.;

спортивные - спортивное оборудование.

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечен беспрепятственный доступ в здание МБДОУ, имеется следующее оборудование:

  • травмобезопасные перила и пандусы с нескользящим покрытием;
  • тактильная желтая дорожка и система навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • дверные проемы с шириной, позволяющей свободное перемещение к помещениям подготовительной группы и  музыкально-физкультурного зала.

О специальных условиях питания :

Питание детей данной категории  осуществляется в соответствии санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 от 28.09.2020г.  дети обеспечиваются сбалансированным питанием, необходимым для нормального роста и развития. Питание детей в детском саду организуется в соответствии с 10-дневным меню, разработанным с учётом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах и утверждённым МБДОУ.

В МБДОУ№5 организовано трёхразовое питание для детей 9-ти часового пребывания. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

В МБДОУ имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд.

Выполнение физиологических норм питания воспитанников составляет 100% по всем продуктам.

Учетная документация пищеблока ведется по унифицированной форме (журнал бракеража готовой продукции, журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья). Качество и безопасность готовой продукции и сырья при поступлении в МБДОУ№5 контролируется, на поставляемые продукты питания имеются сопроводительные документы.

О специальных условиях охраны здоровья:

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в МБДОУ№5  осуществляется медицинской сестрой.

Для занятий с детьми (в том числе с инвалидами и воспитанниками с ОВЗ)  имеются гимнастические мячи, детские тренажеры, спортивные модули и другие физкультурные пособия.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

· проведение периодических медосмотров в соответствии с договором с Пролетарским МБУЗ «ЦРБ»;

· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Согласно действующего СанПиН разрабатывается:

· режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.

· составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён.

На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работе по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие занятия предполагает использование компьютерных программ, интерактивной доски. Для проведения коррекционной и развивающей работы с детьми используются программный комплекс «Логомер».

Об  электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья :

В ДОУ используются электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ и имеющие версию для слабовидящих:

 О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):

Кабинет учителя -логопеда содержат:

- материалы и игры по темам

- логопедический стол

- комплект зондов для постановки звуков

- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

- логопедические альбомы для обследования

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

- настольно-печатные дидактические игры

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

-световые песочные столы

Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

МБДОУ №5 не имеет в оперативном управлении общежития и  интерната.

О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В МБДОУ №5   жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.